Аюрведа

 «Наука, в которой всё, что благоприятно и неблагоприятно для жизни, всё, что приносит счастье и страдание, всё, что поддерживает жизнь, и что разрушает её, описано, а также описаны мера всего этого и сама жизнь, - известна как Аюрведа» - так в древнем тексте “Чарака Самхита” определяется Аюрведа.

Аюрведа – это наиболее древнее знание о законах природы, поддерживающих и разрушающих жизнь, на основе которых была построена система профилактики и лечения болезней. Эта древняя медицина, созданная великими просветлёнными мудрецами, имеет традицию, уходящую вглубь веков. Её первые письменные источники, насчитывающие, по меньшей мере, шесть тысяч лет, указывают на устную традицию, которая возникла задолго до их появления.

В Чарака Самхите, великом и важном древнем стандартном труде аюрведической медицины, непреходящая действенность Аюрведы вытекает из природы самой жизни. 

Здоровье и страдание, их физико-духовные и материальные сопутствующие факторы, их причины и симптомы, функционируют по тем же законам, которые характеризуют саму жизнь.

 "Огонь всегда горячий, вода всегда жидкая. Если вы едите тяжелые вещи, тяжесть увеличивается, если вы едите легкие вещи, легкость увеличивается. И ни в какое время не было другого течения жизни", - гласит один из последних стихов большой вводной главы "Чарака Самхиты" - "Сутрастхана".1,1,2.

Аюрведа является традиционной системой медицины, которая насчитывает много тысяч лет богатого теоретического и практического наследия. 

В древних текстах по Аюрведе описана её традиция: 

“Когда болезни начали поражать живые существа, причиняя препятствия к осуществлению Дхармы, Артхи, Камы и Мокши, мудрецы Дханвантари, Бхарадваджа, Ними, Кашьяпа, Касьяпа, Аламбайяна и другие обратились к Индре. Господь бессмертия сделал Пунарвасу (Атрейю) их лидером.

Комментарий: 

"Дхарма" - это основная движущая сила эволюции» - Махариши.                                     

В этом целостном потоке жизни каждый индивидуум выполняет свою Дхарму, т. е. у него есть своя энергия жизни, или сила, со своей точкой приложения для неё. В этом его ответственность и предназначение. Каждый человек рождается со своей определённой Дхармой, которая основывается на его психофизиологических особенностях. Её осуществление и есть самореализация человека, которое одновременно поддерживает эволюцию вселенной в целом.   

"Артха" – обычно переводят как богатство. Артха – это то, что способствует осуществлению Дхармы.

"Кама / Сукха" – это счастье, естественное состояние человека при реализации Дхармы и Артхи, цель мирской жизни.

"Мокша" - это Реализация цели человеческой жизни, состояние, когда человек живет 24 часа в сутки осознавая безграничную динамику и тишину сознания, в то же время поддерживая обычный образ жизни. Состояние, при котором индивидуальная жизнь человека полностью интегрирована с жизнью всего Творения.

Индре приятно было видеть плеяду мудрецов – Махариши. Он обучил их той науке - Аюрведе, которая поддерживает жизнь, которая является Упаведой Атхарваведы и которая имеет восемь разделов. Восемь разделов, таких как Кайя (Внутренняя медицина), Бала (Педиатрия и Гинекология), Граха (Демонология и Психиатрия), Урдхванга (Заболевание головы и органов чувств), Шалья (Хирургия), Дамштира (Токсикология), Джара (Гериатрия, или знание о поддержании молодости и долголетия) и Вриша (Знание о поддержании сексуальной активности). Он обучил их Аюрведе, которая священна и которой Питамаха (Брахма) обучил его.

 Желая сделать Аюрведу длительно существующей в этом мире, они написали книги и также обучили ей своих учеников, таких как Агнивеша, Харита, Бхеда, Мандавья, Сушрута, Карала и других, которые восприняли её с великой благодарностью. Они в свою очередь написали свои собственные трактаты и представили их своим учителям, сидевшим в собрании ученых Риши. Те трактаты, которые были признаны наилучшими, получили известность во всём мире. “ Аштанга Самграха, Сутрастхана, 1 - (4-13а)

Древние тексты Аюрведы считаются священными, т. к. они описывают законы природы во всей полноте и чистоте. Многовековой опыт практического применения этого знания подтверждает его эффективность. Традиционно считается, что это знание совершенно, оно полно и не нуждается в дополнениях. Однако в течение веков появлялись всё новые и новые тексты, которые рассматриваются как комментарии к более ранним. Обычно эти тексты написаны более простым и доступным языком согласно требованию времени.

Аюрведа легла в основу традиционных медицинских систем соседних стран, трансформируясь в большей или меньшей степени. Так в тибетской медицине мы можем увидеть практически не изменённую передачу философии Аюрведы, её физиологических, фармакологических, диетологических принципов и концепций. В китайской и ирано-персидской медицинских системах мы уже находим значительно изменённое, неполное и разрозненное знание, отдаленно напоминающее Аюрведу. 

В наши дни Аюрведа переживает своё возрождение. Всё больше учёных и врачей во всём мире начинает изучать и практиковать Аюрведу. В различных странах мира создаются Университеты и клиники Аюрведы. Всё большее количество людей привлечено простотой и эффективностью её лечебных методов.

Об аюрведе

         Как известно, Аюрведа состоит из двух слов: Аюс и Веда. Что означают эти слова? 

«ВЕДА – ЭТО ТАКОЕ ЧИСТОЕ ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА СОЗЕРЦАТЕЛЬ САМ СТАНОВИТСЯ ОБЪЕКТОМ СОЗЕРЦАНИЯ».  

- Махариши Махеш Йоги 

 

Бытие, или Трансцендентная Абсолютная Непроявленная Реальность, вечно вибрирует, познавая сама себя, - и это и есть Веда.

На этом уровне Реальности нет пространства и времени, здесь они создаются, как концепция Бытия. И здесь же создаётся и сама жизнь. Жизнь со всем её многообразием, бесконечно большим и бесконечно малым, создаётся вибрациями Абсолюта, шрути, которые, будучи переданы на языке звука, составляют мантры Веды. Так что Аюс – это мантра Веды, демонстрирующая жизнь, её форму и её технологию. Текущая из тишины Абсолюта, безграничная «А», принимающая ограниченные формы «Ю» и локализующая себя в вибрирующую точку «с-с-с-с-с», уходящую в свой вечно блаженный Непроявленный источник.

         Этот Абсолют, этот Безграничный, вечно покоящийся океан сознания, наполненный безграничной динамикой самопознания, всегда познавался Учителями Ведической Традиции, Риши, которые передавали эти трансцендентные откровения другим людям из любви и сочувствия к ним. Эти Учителя всегда были открыты тем, кто жаждал вечной Истины, и они всегда вели своих учеников к достижению их собственного статуса, статуса просветлённых Риши.

Таким образом, Аюрведа – это Веда об Аюс, абсолютное знание о жизни, познанное в Абсолюте. И когда человек задумывается о жизни, о законах жизни, он думает об Аюрведе. Где бы и когда бы это ни происходило, - это он думает об Аюрведе и находит ответы в опыте своей жизни, в ощущениях своего тела, своего ума, своего «Я», которые и есть Веда. Так что любая концепция о жизни, есть Аюрведа, вопрос только в том, насколько эта концепция чиста, насколько она близка к Абсолюту, или, наоборот, насколько она отдалена от своего источника. 

И если она познана на самом тончайшем уровне мироздания - Веде, мастером его познавания, то есть Риши, - это Аюрведа. 

Концепции  Аюрведы 

Человек, природа и космос едины

Ведическое мировоззрение является основой аюрведической медицины. Основное утверждение гласит: человек, природа и космос едины. Для ведического мудреца все видимые различия не существуют независимо или отдельно друг от друга, а связаны в единстве. В переводе на язык практической жизни это означает, что все взаимодействует со всем остальным. Все, что человек делает, думает, чувствует или позволяет произойти, влияет на все остальное, и наоборот.

Эта всеобъемлющая взаимосвязь и неограниченное взаимодействие, которые во все времена описывали мыслители и философы, выходит за рамки повседневного опыта. Мы понимаем и принимаем влияние человеческого сознания в лучшем случае на социальном уровне, в кругу друзей или семьи, на работе или в школе. Однако, с ведической точки зрения, такое влияние не ограничивается прямым контактом и социальным взаимодействием. Оно простирается далеко за пределы повседневного опыта.

Это древнее понятие разделяют и квантовые физики. Экспериментально обнаружено, что все во Вселенной взаимодействует друг с другом ("бесконечная корреляция") и неразрывно связано. Основой этой новой физической картины мира является единая теория поля, продолжение теории относительности Эйнштейна. Альберт Эйнштейн был убежден: "Человек - это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная в пространстве и времени. Его мысли и чувства кажутся ему отдельными от остальной вселенной - своего рода оптическая иллюзия его бытия."

В одном из древнейших аюрведических текстов, Чарака Самхите, говорится немного другими словами: "Человек и вселенная - одно и то же. Все, что есть во вселенной, есть и в человеке, и наоборот. Человек космичен, личность космична.

Целостная диагностика и терапия

Таким образом, в аюрведической медицине профилактика и лечение в конечном итоге не ограничиваются одними лишь физическими и психологическими характеристиками человека. Признается бесчисленное множество взаимодействий между человеком и окружающей средой. Поэтому диагностика и терапия также включают его среду обитания, социальную жизнь, климатические условия жизни, и особенно влияние времени суток и сезонов, космическое влияние планет и, наконец, состояние сознания социума и качество коллективного здоровья - то есть той среды в которой постоянно пребывает человек .